Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Contact Form

Вы здесь

Икона Богоматери "Тихвинская"

Икона Богоматери "Тихвинская" принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами. У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор. Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.  Празднование 9 июля.

Сейчас икона находится в иконостасе Рождественского придела.

Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери "Тихвинской". Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала.

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., её появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.