Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Contact Form

Вы здесь

Торговая сторона

 Торговая сторона (на правом берегу Волхова) своё название получила от расположенного на ней Торга. Древний Торг был экономическим центром города. Торговые ряды - самое оживленное место в городе - начинались прямо от берега Волхова и шли перпендикулярно ему. В XVI в. здесь насчитывалось около 1800 лавок, амбаров и других заведений. В каждом ряду продавали свой товар, и об этом свидетельствовали названия - Иконный, Кафтанный, Мыльный, Овчинный ряды. Сразу за Торгом находились «дворы», куда приезжали купцы со всех сторон света: Готский двор (основанный купцами с острова Готланд), Немецкий двор, Псковский, Тверской. Вдоль берега длинной вереницей тянулись пристани, у которых стояли суда с товарами.

С южной стороны Торга располагались постройки Ярославова дворища -  одного из красивейших архитектурных ансамблей Великого Новгорода.

Почти все наследие Торговой стороны — это уличанские церкви (т.е. церкви, построенные «уличанами» - жителями одной улицы).

На Торговой стороне находится множество интереснейших архитектурных памятников XII -  XVII веков.
 

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374 г.

Всемирно известный шедевр классической архитектуры XIV в. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Храм был построен жителями Ильиной улицы – главной в Славенском конце города.

Церковь построена в период расцвета новгородской республики. Отличительной особенностью храма является необычайно богатый фасадный декор. Традиционны для этого времени пятичастные композиции из окон и ниш, обрамленные многолопастными декоративными бровками. Стены храма украшены разнообразными по форме каменными рельефными крестами.

Расписана церковь в 1378 г. византийским художником Феофаном Греком, одним из величайших мастеров своего времени. Фрески Феофана Грека сохранились частично: в куполе и Троицком приделе. В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя. Это поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии (безмолвии). Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота росписи Спаса не знают себе равных. Его образы обладают титанической мощью.

Роспись храма сохранилась не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось – единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. И небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую богослов Епифаний Премудрый назвал «неведомою и необычайною росписью».

11.00 – 17.00. Выходные: понедельник, вторник. Санитарный день - последний четверг месяца

Знаменский собор 17 век.

Расположен рядом с церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Заложен в конце XVII в.

Является самым «неновгородским» храмом в городе, его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья. В северной части ограды собора помещены святые врата с двумя пролетами, украшенные росписями.

Многокрасочная стенопись выполнена мастерами посольского приказа в 1702 г Для фресок собора характерно регистровое (ярусное) размещение сюжетов. На стенах размещены сюжеты, иллюстрирующие земную жизнь Христа и деяния апостолов, а также Акафист Богородице. Стенопись алтаря имеет литургический характер.

Настенная живопись вместе с иконостасами и изделиями прикладного искусства создали стилистически цельный, гармоничный художественный комплекс, прекрасно сочетающийся с архитектурой. Пожары, ремонты, последняя война частично разрушили этот уникальный ансамбль.

В настоящее время Знаменский собор открыт для посещения как памятник архитектуры и монументальной живописи. Под его сводами исполняется классическая и духовная музыка, позволяя глубже ощутить всю красоту замысла этого выдающегося архитектурно-художественного ансамбля.

10.00 – 17.00

Выходной день - вторник, среда. Санитарный день: первый четверг месяца.

Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360-1361гг.

Расположена на улице Федоровский Ручей, названной в память о протекавшем здесь ручье, русло которого засыпано при строительстве моста через реку Волхов. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сооружена в 1360 – 1361 гг., согласно летописным данным, «…Семеоном Ондреевичем с боголюбивой матерью своею…», заказчики принадлежали к верхушке новгородского боярства.

Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Отличительной особенностью храма является богатый декор на фасадах: аркатурный поясок трехугольных впадинок на барабане, арочки, различные ниши, окна со стрельчатыми завершениями, разнообразные по рисунку «бровки» над окнами, каменные кресты. С западной стороны к церкви примыкают пристройка и колокольня XVII в.

Фресковая роспись церкви датируется второй половиной XIV в. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. Живопись поражает своим высоким мастерством. Её художественное значение исключительно. В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII – XIV вв. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине, расписанной гениальным мастером Феофаном Греком. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

Церковь Федора Стратилата – выдающийся памятник, ставший надолго классическим об­разцом для последующего строительства.

10.00 – 17.00

Выходные дни: четверг, пятница. Санитарный день: последняя среда месяца.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

Расположен в северных окрестностях города на правом берегу реки Волхов. Является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Собор был главным храмом упраздненного в 1920 г. Антониева монастыря. Согласно преданию, обитель была основана в 1106 г. Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне за трое суток. Камень этот и сейчас лежит на паперти собора.

Собор Рождества Богородицы был построен вскоре после основания монастыря и являлся одним из немногих каменных храмов Новгорода начала XII в. Строительство происходило в два этапа. В 1117–1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами. Позднее к собору пристраивается внешняя лестничная башня. Венчают храм три купола. Со временем Рождественский собор оброс пристройками.

В 1125 г. храм был расписан фресками. Сохранились фрагменты этой росписи в трех апсидах, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом. В XVII в. роспись первый раз полностью поновили. В 1837 г. в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени. Они выполнены в характерной для XIX столетия академической манере, далекой от форм православной иконописи.

В течение многих столетий Антониев монастырь был заметным культурным и духовным центром. В XII в. здесь трудился первый русский математик Кирик – создатель «Учения о числах». С 1740 г. при Антониеве монастыре учреждена духовная семинария, существовавшая до 1918 г.

10.00 – 17.00

Выходной день: понедельник. Санитарный день: первая среда месяца
 

Церковь Рождества Христова на Красном поле 14 век

Расположена в полукилометре от земляного вала на Рождественском кладбище. Сооружена в 1381–1383 гг. по указанию Дмитрия Донского. Таким образом князь почтил память новгородцев, погибших в Куликовской битве. По другой версии, храм поставили на кладбище, где хоронили умерших от чумы.

Небольшой каменный крестовокупольный четырехстолпный одноапсидный храм отличается кривизной линий и углов, отсутствием геометрической четкости. Архитектурный облик памятника прост и скромен. Строительный материал – известняк-ракушечник и кирпич.

В интерьере сохранилась живопись 1380-х гг., выполненная с участием южно-славянских мастеров. Росписи отличаются богатством колорита, тщательной проработкой деталей и общим «спокойным настроением».

11.00 – 15.00. Выходные: четверг, пятница. Санитарный день - последняя среда месяца.

11.00 – 14.00 в осеннее-зимний период (с октября по май)

Ярославово дворище

Исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода. Второй после Кремля историко-градостроительный центр Новгорода. По преданию, Ярослав Мудрый выстроил здесь в начале ХI в. дворец, превосходящий своей пышностью и великолепием все подобные сооружения в Европе. Но следы этого дворца по сей день так и не обнаружены. Позднее это место на несколько веков стало Торгом.

Здесь располагались амбары и лавки, кипела торговля. Вдоль берега длинной вереницей тянулись пристани, у которых стояли суда с товарами. Здесь шумело новгородское вече, где решались важные государственные вопросы.

В 1478 г. великий князь Иван III потребовал отдать ему территорию Ярославова двора, считая её своей наследной собственностью. Послал туда своих представителей и повелел им «стати на своём дворе великого князя Ярославия». В 1572 г. Иван IV «новые избы ставити на своем дворе», поэтому в ХVI в. Ярославов двор нередко называли «Государевым». В ХVII – ХVIII вв. на месте Торга был выстроен Гостиный двор. В годы второй мировой войны он был практически полностью разрушен, сохранилась лишь одна аркада. Именно она делает сейчас необычайно живописным вид правого берега Волхова.

С 1992 г. Ярославово дворище – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время к архитектурному комплексу Ярославова дворища относится 7 храмов, в том числе    Никольский собор 1113-1136гг и церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207 г.