Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Contact Form

Вы здесь

Авдотьино, Николо-Берлюковская пустынь

logo1.gifИстория монастыря.

Нам достоверно неизвестно, когда именно поселились здесь монашествующие, имена первых отцов-основателей обители Берлюковской, но вернее всего это произошло в конце XII — начале XIII века. Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято–Николаевская Берлинская пустынь (скит). Вначале ХХVII века на крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Предание добавляет, что отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца.

В октябре 1731 года новым строителем пустыни стал иеромонах Иосия (Самгин). Он получил указ о назначении его в должность настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни. Вместе с Иосией прибыла часть Саровской братии. Так Промысел Божий соединил воедино эти две великие обители. В 1742 году настоятель Саровской пустыни иеромонах Досифей в одном из своих писем написал об отце Иосии:«… жительство он имел многолетнее в добродетельном житии и безпорочно и нерушимо». Вплоть до 1775 года документы о монастыре носят обрывочный характер. В 1771 году Московская консистория вынесла постановление: Оную Николаевскую Берлюковскую пустынь упразднить, обратив в приходскую церковь, приписать к ней в приход от разных церквей до 62 дворов, и быти при ней Священнику и причетнику, а имеющиеся при ней три часовни отдать Екатерининской пустыни.

Возрождение пустыни: с марта 1779 года по указу Московской Духовной Консистории обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф, человек строгой и подвижнической жизни. Молитвенно и размеренно текла жизнь обители до тех пор, пока Всевышнему не стало угодно прославить пустынь особым духовным образом. 24 мая 1829 произошло обретение великой святыни–чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой. 16 июня 1829 года совершено было торжественное перенесение прославленного образа из хлебни в Троицкий храм. С августа 1835 года в пустыни начинается строительство соборного храма во славу чудотворного образа Спасителя.

Гонения. 9 февраля 1930 года состоялась последняя Божественная Литургия в стенах монастыря. На молитвенное предстояние собралось 200 человек. После службы с проповедью к людям обратился игумен Ксенофонт. Это была проповедь человека большого мужества, веры, и любви к людям. «Православные, до коле вы терпеть будете, вы голодны, вас собирают в колхоз для того, чтобы легче отобрать, вы верите этим лжепророкам коммунистам, это власть не от Бога, не слушайтесь её и не ходите в колхоз… Мы теперь отживаем последние дни и даже не взойдем в храм Божий, вам нужно поисповедоваться и причаститься… » 18 февраля 1930 года игумен Ксенофонт, иеромонах Горгоний, послушник Григорий Архипович Аверьянов и председатель церковного совета Григорий Афанасьевич Ольхов были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму. Им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ и 22 марта 1930 года они получили разные сроки. Монастырская жизнь и многовековая история в стенах Берлюковской пустыни завершилась. Мученичество — есть доказательство истинности веры Христовой.

И снова возрождение пустыни: 19 декабря 2004 года в подклете храма Христа Спасителя была отслужена первая Божественная литургия, а в 2006 году восстанавливающейся монашеской общине был дан статус монастыря.

В 2011 году на территории монастыря была заложена "Романовская Аллея Славы". На данный момент на аллее уже установлены и освящены памятники Великому Князю Михаилу Николаевичу, Императорам Александру I, Александру II и Александру III. Великий князь Михаил Романов (сын  императора Николая I), был одним из инициаторов создания этого монастыря. Но в жизни обители принимали участие и другие русские императоры.  Таким образом пустынь отдает дань уважения Романовым. О замысле создания аллеи Романовых очень хорошо сказал настоятель Николо-Берлюковского монастыря игумен Евмений (Лагутин): "Цель этой аллеи славы – донести до всех, кто посещает наш монастырь забытые страницы истории. Долгие годы история нашей Родины искажалась, жизнь, и труды Государей из Дома Романовых принижались, их выставляли тиранами, изнеженными роскошью и думающими лишь о собственной выгоде. Пришла пора рассказать правду о великих победах, свершениях, делах и процветании Российской Империи, всем том, что было совершено под руководством Романовых, об истинной и мощной православной стране. И эта аллея, эти памятники, таблички, которые мы устанавливаем на них, ведут рассказ сами за себя. У них останавливаются целыми семьями, читают, многие проходя мимо, крестятся на них!".

Сейчас монастырь восстанавливается, службы идут в нижнем храме Собора Христа Спасителя. Колокольня в лесах.

Виды убранства нижнего храма.

Нижний храм Николо-Берлюковская пустыньАвдотьиноМонастыри Ногинского района

Святыня: чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою»

Живоносный святой источник Святого Николая Угодника

Игумен Николо–Берлюковской пустыни, отец Евмений (в миру Евгений Леонидович Лагутин).

Сегодня Храмы и часовни монастыря Николо-Берлюковская пустынь:
1. Собор Христа Спасителя
2. Cобор Троицы Живоначальной
3. Надвратная церковь Василия Великого
4. Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
5. Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)
6. Колокольня
7. Часовня

Сайт монастыря: berluki.ru

Николо-Берлюковская пустыньНиколо-Берлюковская пустыньНиколо-Берлюковская пустыньПаломничество в Николо-Берлюковскую пустынь